Логопедическая ритмика (логоритмика) – один из методов коррекционной работы при многих нарушениях, прежде всего при нарушении развития речи. Связывая воедино слово, музыку и движение, логоритмика способствует всестороннему развитию ребенка. Совершенствуется речь занимающегося, ребенок оттачивает двигательные навыки, учится ориентироваться в мире, преодолевать трудности и творчески проявлять себя.
Логопедическая ритмика, выполняемая ежедневно в одно и тоже время, имеет общеоздоровительное действие – перестраивается работа сердечно-сосудистой системы, дыхания, речевой, двигательной и познавательной систем. Основные упражнения, используемые в логоритмике, это:

· ходьба в разных направлениях;

· упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

· упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

· речевые упражнения без музыкального сопровождения;

· упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

· ритмические упражнения;

· пение;

· упражнения на развитие мелкой моторики.

Все перечисленные упражнения проводятся в тесной связи с музыкой – ее эмоциональное наполнение позволяет бесконечно разнообразить тот небольшой набор упражнений, которые способствуют всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи. Вот только несколько игр, которые можно выполнять дома с самым маленьким крохой, подготавливая его речевой аппарат к усвоению родного языка.
1. Покажите малышу, как округлить и вытянуть губы, дуя на легкий комочек ватки (пушинку, мелкую бумажку, одуванчик);
2. В ванной можно замечательно поиграть с корабликами, дуя на них и соревнуясь, чей кораблик уплывет дальше;
3. Пускание пузырей для любого малыша – большая радость, а взрослые должны помнить, что это еще и полезно!
4. Музыкальные инструменты, а особенно класс духовых – еще один способ развивать дыхательную систему и речевой аппарат ребенка, пусть даже инструменты будут поначалу игрушечными;
5. Учите ребенка дышать в движении: на вдох руки поднимаются вверх, а на выдох – вниз. Усложняя это упражнение, добавляйте на выдохе «пропевание» гласных звуков (а, о, у, и, ы, э). После этого можно «пропевать» короткие слова и междометия: дом, кит, сон, ах, ау, эх, ой и др.
6. Спрятав в руке длинную веревочку, предложите малышу вытянуть ее, пропевая в это время звуки. Веревочки могут быть разной длины, чтобы малышу было интересней, насколько долго ему нужно будет петь звук;
7. С помощью музыкальных инструментов проводится следующее упражнение. Ребенку объясняется, что если бубен будет звучать громко, надо потопать ножками, а если тихо – например, похлопать в ладоши, или вовсе стоять не двигаясь;
8. Обязательно нужно «оживить» речевой материал, можно в стихотворной форме, а можно и рассказы.
«Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят» – рассказывая это стихотворение, надо «изобразить», как поезд едет, колеса стучат, а ребята сидят (топая ножками, гудя и присаживаясь).
9. Под ритмы музыкальных инструментов можно попрыгать как зайчики, побегать как котята или переваливаться с косолапой ноги на ногу, как мишка.

взято отсюда

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАКОПЛЕНИЯ СЛОВАРЯ

1.Существительные

· Предмет предъявляется и называется.

· Ребенка знакомят с назначением предмета.

· Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик)

· Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух.

· Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.

· Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.

· Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.


Примечание: Каждый последующий пункт берется на вооружение только после того, как ребенок справляется с предыдушим


2.Глаголы

· Знакомство ребенка с действием, или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».

· Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест).

· Ребенок выбирает одно из двух действий (мишка ест – мишка спит). Обычно проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам.

· Выбор из большего количества вариантов.

· Включение слова в быт и игры.

· Включение слова в активный словарь.


Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.

3.Предложения

Виды простых предложений:
Инструкции: Дай мне мишку.
Описания: Дай мне большого мишку.
Вопросы: Ты хочешь мишку?
Отрицания: Это мишка? (показываете зайку)

Примеры возможных вопросов:

· Хочешь...?

· Что ты хочешь? (выбор из двух)

· Где ...?

· Какой...? (большой или маленький)

· Кто не спит?


Уровни сложности предложений.
Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые, ключевые слова).

1 уровень:
Оборудование: мишка и зайка.
Варианты просьб: «где зайка», «Где мишка»
Примечание: здесь и далее подчеркнуты слова несущие информацию.

2 уровень:
Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка.
Варианты инструкций: «Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».

3 уровень:
Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце
Инструкции типа: «Вытри ручки большому зайке».

4 уровень:
Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.
Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную коробку».

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.

Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.
Уровни те же, только вместо выполнения действий ребенок выбирает одну из предложенных картинок.

1 уровень:
Предъявляются картинки: «Мишка -собачка»,
ребенку постарше можно предлагать эти слова в предложении
« Мишка ест», «Зайка ест».
Вопросы: «Покажи: Мишка ест».

2 уровень предполагает два ключевых слова.
Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».
Инструкции направлены на выбор ожной картинки, например, «Мальчик ест»

3 уровень:
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Девочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик надевает куртку».
Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик надевает куртку».

4 уровень:
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботинки»,
« Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».
Инструкция предлагает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».

Работая над освоением каждого уровня необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:

· Принадлежность: «Помой папину тарелку».

· Перемещение объекта: «Положи ложку в коробку», «Поставь тарелку на стол».

· Передача предмета: «Дай мяч Коле»

· Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Причеши папу», «Погладь куклу».

· Вопросы: «Где стоит сумка?»

· Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».

Сделать бесплатный сайт с uCoz