ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАКОПЛЕНИЯ СЛОВАРЯ
1.Существительные
· Предмет предъявляется и называется.
· Ребенка знакомят с назначением предмета.
· Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик)
· Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух.
· Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.
· Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.
· Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.
Примечание: Каждый последующий пункт берется на вооружение только после того, как ребенок справляется с предыдушим
2.Глаголы
· Знакомство ребенка с действием, или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».
· Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест).
· Ребенок выбирает одно из двух действий (мишка ест – мишка спит). Обычно проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам.
· Выбор из большего количества вариантов.
· Включение слова в быт и игры.
· Включение слова в активный словарь.
Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.
3.Предложения
Виды простых предложений:
Инструкции: Дай мне мишку.
Описания: Дай мне большого мишку.
Вопросы: Ты хочешь мишку?
Отрицания: Это мишка? (показываете зайку)
Примеры возможных вопросов:
· Хочешь...?
· Что ты хочешь? (выбор из двух)
· Где ...?
· Какой...? (большой или маленький)
· Кто не спит?
Уровни сложности предложений.
Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые, ключевые слова).
1 уровень:
Оборудование: мишка и зайка.
Варианты просьб: «где зайка», «Где мишка»
Примечание: здесь и далее подчеркнуты слова несущие информацию.
2 уровень:
Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка.
Варианты инструкций: «Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».
3 уровень:
Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце
Инструкции типа: «Вытри ручки большому зайке».
4 уровень:
Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.
Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную коробку».
Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.
Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.
Уровни те же, только вместо выполнения действий ребенок выбирает одну из предложенных картинок.
1 уровень:
Предъявляются картинки: «Мишка -собачка»,
ребенку постарше можно предлагать эти слова в предложении
« Мишка ест», «Зайка ест».
Вопросы: «Покажи: Мишка ест».
2 уровень предполагает два ключевых слова.
Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».
Инструкции направлены на выбор ожной картинки, например, «Мальчик ест»
3 уровень:
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Девочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик надевает куртку».
Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик надевает куртку».
4 уровень:
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботинки»,
« Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».
Инструкция предлагает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».
Работая над освоением каждого уровня необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:
· Принадлежность: «Помой папину тарелку».
· Перемещение объекта: «Положи ложку в коробку», «Поставь тарелку на стол».
· Передача предмета: «Дай мяч Коле»
· Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Причеши папу», «Погладь куклу».
· Вопросы: «Где стоит сумка?»
· Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».