ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
* Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
* Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
* Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
* Речь детей с ОНР малопонятна.
Выделяют три уровня речевого развития (или по-другому, три уровня ОНР), которые отражают типичное состояние компонетов языка у детей с общим недоразвитием речи:
1. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
2. Второй уровень речевого развития - кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”.
3. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи, но при этом нарушено звукопроизношение, а также недостаточно сформирован словарный запас, встречаются грамматические ошибки. Свободное общение у таких деток затруднено.
Кроме того, в последнее всемя всё чаще ставится заключение "Четвертый уровень ОНР" или "Нерезко выраженное ОНР (НВОНР)". При этом, у детей может быть правильное звукопроизношение, но они испытывают затруднения в воспроизведении сложных, длинных слов. Под влиянием коррекционно-развивающего обучения это явление постепенно сглаживается, но всегда обнаруживается, как только у ребенка возникает необходимость усвоения новой лексики, сложной по звуко-слоговой структуре, например: регулировщик, баскетболистка, велосипедистка, строительство и т.д.
Также, при четвертом уровне ОНР характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной практике.В большинсте случаев дети с четвертым уровнем речевого развития неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности,а также специфические ошибки в грамматическом строе речи.
У деток с ОНР кроме звукопроизношения, страдает еще и различение звуков, что в свою очередь еще больше усиливает недостатки произношения. Ребёнок может произнести правильно только те звуки, которые он чётко слышит и различает. Если же ребёнок не слышит разницы между звуками «з» и «ж», то и в речи он будет их путать (например, «жаяц» вместо «заяц» ). В то время, как у детей с нормальным речевым развитием различение звуков (т.е. "фонематическое восприятие") формируется спонтанно, у детей с ОНР его необходимо целенаправленно формировать. Развитие фонематических процессов – одно из важнейших условий эффективной логопедической работы.
Недостатки различения звуков влияют не только на звуковое оформление слова, но и на его структуру. Дети пропускают в словах хорошо произносимые ими звуки, целые слоги, переставляют звуки и слоги местами: «мицинер» - милиционер, «сефор» - светофор, «моколо»- молоко.
Лексический запас детей с ОНР беден. В их речи преобладают существительные и глаголы, тогда как слова, обозначающие признаки, качества, состояния предметов и действий практически не употребляются детьми. Своеобразие словаря проявляется не только качественно, но и количественно, дети не знают многих слов, одним словом могут называть несколько предметов (туфли, сапоги, босоножки, кроссовки называют одним словом «ботинки»), у них не сформированы обобщающие слова (не могут назвать стол, стул, шкаф, кровать одним словом «мебель»). Дети не понимают разницу в значении многих слов (варить-жарить- печь; шить-вышивать-вязать).
В самостоятельной речи детей много ощибок, аграмматизмов. Нарушено изменение существительных по падежам («много карандашов»), согласование прилагательных с существительными («синий ведро»), согласование числительных с существительными («пять оленев», «два козы»). Дети заменяют предлоги («вышел за угла») или пропускают их («едет машине»).
Связная речь развита недостаточно. Дети затрудняются в составлении рассказов по картинке, в пересказе текстов. При пересказах допускают многочисленные ошибки.
Речь теснейшим образом связана с другими психическими процессами. Поэтому кроме речевых нарушений у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимания, сниженная память, отставание в развитие логического мышления. Это, так называемые, вторичные дефекты, развивающиеся вследствие нарушения речи. Их преодоление должно идти одновременно с коррекцией речевой деятельности.
Как известно, у детей с ОНР практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой и зачастую даже общей. Так как в головном мозге человека центр моторной деятельности располагается рядом с центром речи, то развитие моторики благоприятно сказывается на развитии речевой функции.
Особенности детей с общим недоразвитием речи диктуют необходимость их специального обучения. Комплексная помощь таким детям по коррекции произношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, моторики и психических процессов может быть оказана только в условиях специального детского сада или логопедической группы при активном участии родителей.